Журнал "Подсекай" / Рыбалка

ТАКТИКА ПОИСКА ХИЩНИКА НА КРУПНЫХ ВОДОЕМАХ
Русалов Валерий :: 15:42 / 13.06.2012 Средняя оценка 0.0
0 голос(а)

Где начать ловить рыбу? Это один из главных, а может быть и основной  вопрос для рыболова на не знакомом водоеме.  Отработаем "тактику поиска» хищника на общедоступном,  крупном водоемы средней полосы России - Рыбинском водохранилище.

Теги: поиск хищника, видео о рыбалке, Рыбинка, рыбалка
Всего реплик: 2
Участники дискуссии: Абложкин Александр, Выжловец Леонид, Горлатых Сергей, Могальков Илья, Русалов Валерий

По статистике 80 % рыбы  сосредоточено в благоприятных для нее местах, а они всего – то составляют не более 12 % от общей площади водоема. Вот найти эти места – задача не из простых! Есть водоемы, где плотность рыбы большая и она равномерна на всей площади, но это исключение характерно для отдаленных и малодоступных водоемов.

Есть оптимисты, которые скажут, что рыбу можно поймать везде. Возможно, но это будут одиночные экземпляры, и успех рыбалки при этом будет носить случайный характер.  Ночная охота на судака и налима это особенная тема и ее следует рассматривать отдельно. Основная масса рыболовов охотятся на хищника в местах  его жора в определенные часы, как правило, утром и перед заходом солнца. «Вычислить» такие места просто, эти точки всегда облавливают рыбаки. Вооружившись биноклем, по скоплению чаек, вы увидите котлы, где бьет жерех или окунь. Место жора окружают лодки с рыбаками и «из котла» в удовольствие «черпают» рыбку. Ловят пока не «разобьют котел», а затем вновь ищут новый. Такая рыбалка скорее походит на промысел, она добычлива и по-своему, интересна. Тактика поиска, как таковая, здесь отсутствует.

Что такое тактика поиска?  Это поэтапное сужение  района до вычисления отдельных точек скопления рыбы. Обнаружив косяк, задача облегчается и сводится уже к умению возбудить хищника брать приманку.

«Отработаем тактику» на общедоступном,  крупном водоемы средней полосы России. Для наглядности возьмем Рыбинское водохранилище – крупнейший в мире рукотворный водоем. Его размеры 60 на 80 километров, пойди - поищи здесь рыбу, «все ноги изобьешь», если не умеешь это делать. Воспользуемся уже проверенным опытом, который мы «наработали», эта тактика - беспроигрышная….

Во-первых: необходимо оценить общий район поиска.  Для этого нужна карта водоема с указанием рельефа дна. Прекрасно подойдет крупномасштабная  карта или речная  лоция. На карте Рыбинки не сложно разобраться: огромные площади затопленных болот и лугов, подводные возвышенности и острова, русла Волги, Шексны, Малоги. Глядя на все эти просторы, глаза разбегаются: с чего же начать? За светлое время суток на катере можно обследовать район 20 на 15 километров. Выбираем  южную часть водохранилища, от полуострова Каменниковский до западного берега, и от мыса Рожновский до южного берега.

Во-вторых: В выбранном районе «сужаем поиск», выбираем затопленное русло Волги и несколько возвышенностей у островов. Намечаем возможные точки нахождения хищника: перепады глубин на правой и левой стороне русла, возвышенности – банки у полуострова Каменниковский, южного берега и острова  Юршинский.

В – третьих: проложим маршрут по выбранным точкам.  Наш исходный пункт поиска – Рыбинск и 14 поворотных (контрольных) точек. Общая длина маршрута  62 километров, но с учетом движения змейкой, при обследовании каждой точки, эта цифра возрастет и составит 80 – 90 км.

На этом мы закончили подготовительную часть  и приступили к практическому поиску. Выход запланировали на 6 часов, но утро встретило нас сильным дождем, и выход был отложен на 10 часов. Но и остального дневного времени нам хватило для обследования намеченного района. На первой точке прошли зигзагом по бровке русла Волги с перепадом глуби 8 – 4 метра. Эхолот показал плотное промытое дно с ракушкой  и скоплением рыбы в средних слоях. Это была бель, и только в одном месте мы обнаружили темный «бугорок» над ракушкой - небольшую стайку окуня. Мы не стали становиться на якорь и обловили точку с двух катеров. Сразу стало ясно, что это стояла небольшая стайка мелкого окуня. Не теряя времени, мы перешли ко второй точке. Здесь была подводная канава, оставшаяся от ручья, впадавшего в Волгу. Еще издали мы заметили здесь одиночную лодку. Ее хозяин методично таскал крупных рыб. Рыбак оказался гостеприимным и посоветовал стать рядом. Ловил он на виброхвост с огрузкой. Мы «выхватили» несколько средних окуней, отметили точку на навигаторе и пожелали удачи нашему соседу.

Третья точка находилась в стороне от русловой канавы, это была банка с перепадами глубин 8 – 3,6 метра. Выполнив четыре зигзага, обнаружили большое скопление рыбы с подветренной стороны возвышенности. Эхолот четко показывал темный «бугор» на свале. Стали на якорь, но рыба явно не интересовалась нашим силиконом. Мой товарищ Михаил  начал экспериментировать с приманками. На его отводном поводке  периодически красовались разноцветные твистеры, червяки и виброхвосты. Наш местный «инструктор» Александр, не изменял традиции и ловил на свою снасть. Это была катушка - «мясорубка» с моно леской 0,4 мм, с грузом на конце и двумя 20 см поводками. Два белых твистера на крючках с длинным цевьем «пытались» привлечь внимание рыбы. После  15 минут безуспешного «кипячения» воды, мы все же «расшевелили» стаю. Поначалу брал мелкий окунь вперемешку с судачком, но вскоре рыба активизировалась, и все чаще стали попадаться окуни 400-500 грамм. Мы изначально не ставили задачу наловить рыбы, главное мы ее нашли и поймали.

Александр в бинокль осмотрел район, мористее от нас кружились чайки. Мы снялись с якоря и направились в их сторону. Чайки кружились на одном месте, пикировали и выхватывали с воды тюльку. Мы подошли с наветренной стороны, заглушили двигатели и начали дрейфовать в сторону котла. Не доходя метров 60 бросили якорь и.. ..  началось! В каждом забросе окунь атаковал приманку, ему было безразлично, что ему подают, брал на все. Вскоре нам надоело это развлечение, впереди еще оставалась большая часть намеченного маршрута. На навигаторе зафиксировали точку лова, удивительно, но она практически совпала с нашей  плановой четвертой точкой. Это был изгиб старого русла Волги – желоб у правого берега. К пятой точке пошли зигзагом, обследуя русловый свал. Рыба присутствовала повсеместно, но плотного скопления не было. Мы пытались обловить несколько мест, но натолкнулись на «захламленное» дно. Водоросли и топляк отняли у нас несколько приманок. Постоянного клева не было, но наш бочонок периодически принимал выборочно крупного окуня и судака. На  обследование северного руслового свала до седьмой точки ушло три часа. За это время мы нанесли пять точек стоянки, и взяли около пяти килограммов рыбы.

По дальнейшему плану мы должны были обследовать южный русловый свал. Эхолот показал голое дно, это подтвердило наше предположение. Ветер дул свежий северный, и рыба ушла к подветренному свалу русла. После безрезультатного прохода 10-й точки маршрута, начали обследовать  банку у береговых створов. Здесь вяло кружились чайки, не выдавая присутствие рыбы. А эхолот на второй змейке выдал «кучу» рыбы. Она плотно  стояла на всем 4-х метровом спаде глубин. Вот здесь мы удовлетворили всю свою рыболовную страсть. Бесконтрольного клева не было, но стоило сосредоточиться на  проводке, и ты был одарен крупным горбачом.

К вечеру усилился ветер и пошел дождь, надо было возвращаться домой. На полном ходу мы пересекли залив и у берега заметили скопление лодок. Подошли с наветренной стороны, чтобы не мешать рыбакам. Лодки полукругом охватили стаю и рыбаки «держали» ее, наслаждаясь рыбалкой. Мы с разрешения «втиснулись» в их компанию. Жор окуня стоял «бешаный», он брал любую приманку, наши соседи ловили на «колебалки» и  кастмастеры. Это была не рыбалка, а промысел, у каждого из них было по холщовому мешку рыбы. Мы оставили «промысловиков», наш бочонок вместил десять килограмм,  пойманной рыбы нам было достаточно на котлеты и уху.

В целом мы выполнили поставленную задачу и без подсказки со стороны, нашли хищника  на огромном водном пространстве.

Выводы и рекомендации: вышеизложенная схема поиска хищника оправдана и результативна. Первоначально рыбу надо «найти» на карте, поиск вести на крутых свалах с подветренной стороны. После обнаружения и занесения в навигаторе  точек стоянки рыбы, требуется только незначительное время для их проверки при последующих рыбалках.

На следующую поездку мы запланировали обследовать западную часть водохранилища по затопленному руслу Малоги.

Фильм об этой рыбалке вы сможете увидеть на интернет – канале   «555hf.tv»