Авианосец «Минск». Встреча экипажа 37 лет спустя. Часть 2. Н
Модератор: Mikhalich
1 сообщение
• Страница 1 из 1
Авианосец «Минск». Встреча экипажа 37 лет спустя. Часть 2. Н
С сентября 1978 года ТАКР «Минск» временно находился в составе 30-й дивизии противолодочных кораблей КЧФ. 26 октября при взлете с корабля упал в море самолет Як-38; пилота спасти не удалось. 13 января 1979 года «Минск» зачислили в состав 175-й БРК ТОФ, и экипаж начал готовить корабль к переходу на Тихий океан.
Межфлотский переход крейсера «Минск» (бортовой номер 117, старший на борту — контр-адмирал В.Ф.Варганов) из Севастополя к месту постоянного базирования начался 24 февраля 1979 года. ТАКР сопровождали ВПК «Ташкент», «Петропавловск» и танкер «Борис Чиликин».
В Средиземном море произошла встреча «Минска» с находившимся на боевой службе авианесущим крейсером «Киев» (бортовой номер 802). Впервые одновременно две советские авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и приданными силами в условиях плотного сопровождения их кораблями и авиацией США и НАТО. Так, за «Минском» долгое время следовал американский ракетный крейсер CG-27 «Дж. Дэниеле», его, в свою очередь, «опекал» ВПК «Красный Крым». В воздухе постоянно находились самолеты и вертолеты потенциального противника, осуществлявшие наблюдение за всеми маневрами советских кораблей. В таких непростых условиях отрабатывалось взаимодействие авиагрупп, а также взаимодействие ТАКР с другими кораблями, в том числе с ККС «Березина». 8 марта «Минск» принял с ККС на ходу по канатной дороге 8 т продовольствия, а на следующий день — еще 1,7 т груза, после чего «Березина» отрабатывала передачу грузов на «Киев» и другие корабли. Затем «Минск» вместе с сопровождавшими его кораблями — в Атлантике к отряду присоединился пришедший с Балтики БД К проекта 1174 «Иван Рогов»— начал переход вокруг Африки, совершив по пути деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Порт-Луи (Маврикий) и Аден (НДРЙ).
На значительной части маршрута палубные Як-38 впервые эксплуатировались в тропиках (повышенные температура и влажность при пониженном атмосферном давлении). Вследствие этого отмечалось резкое падение мощности подъемных двигателей СВВП и сокращение продолжительности его полета. На выходе из Луанды 2 апреля 1979 года из-за этого упал в океан и был утерян Як-38У (пилотов спасли). В условиях жаркого и влажного климата осложнился запуск ПД. Требовалось увеличить тягу силовой установки СВВП или изменить способ его взлета (С аналогичной проблемой при освоении палубного самолета «Си Харриер» столкнулись и англичане.) с вертикального на взлет с коротким разбегом.
Поэтому во время стоянки «Минска» в Адене на самолеты были установлены баллоны кислородной подпитки (хотя это и повлекло дальнейшее увеличение массы машины и заметное ухудшение ее летных характеристик — средняя продолжительность полета СВВП на переходе составила 20 минут). Эффективность принятых мер подтвердилась при возобновлении испытаний по отработке ВКР, в том числе на «Новороссийске», проведенных по пути на ТОФ.
Всего за время перехода самолетами «Минска» было произведено 565 полетов, 120 из них — способом ВКР. Общий налет превысил 300 часов. Вертолеты летали 774 раза (80 раз ночью), 69 из них — с работой по реальным целям.
3 июля 1979 года, спустя четыре с половиной месяца, «Минск», оставив за кормой более 13 261 мили трех океанов и 14 морей, прибыл в залив Стрелок и вошел в состав 175-й бригады ракетных кораблей Тихоокеанского флота.
Вскоре на крейсере начались исследования и эксперименты, связанные с устранением выявленных в процессе эксплуатации конструктивных недостатков, затруднявших использование корабельной авиации. Главным из них, отмеченным еще на испытаниях «Киева», было наличие над полетной палубой достаточно сильных и неупорядоченных воздушных потоков, приводивших к авариям самолетов (поэтому вводились ограничения на использование СВВП с первых трех кораблей). Это снижало и без того скромные возможности авиагруппы, не позволяя быстро поднять в воздух максимально возможное число самолетов для их массированного применения.
Сами СВВП также нуждались в доработках. Так, 27 декабря 1979 года, в процессе отработки ВКР с палубы «Минска» в Уссурийском заливе упал в море из-за отказа системы поворота сопел Як-38У, пилотировавшийся летчиками-испытателями О.Г.Кононенко и М.С.Дексбахом — их удалось спасти. 8 сентября следующего года в ходе климатических испытаний старта СВВП способом ВКР в Южно-Китайском море упал Як-38 (пилот О.Г.Кононенко) — едва оторвавшись от палубы «Минска» (бортовой номер 042), самолет неожиданно резко просел и, ударившись колесами шасси об ограничительный брус угловой палубы, по нисходящей траектории рухнул в воду. Попыток катапультироваться пилот не предпринимал, очевидно, пытаясь до последнего спасти машину либо потеряв от удара сознание. Корабль застопорил ход, был поднят в воздух дежурный спасательный вертолет, но обнаружить летчика так и не удалось.
Сложившаяся ситуация послужила основанием целой серии исследований, проведенных ЛИИ МАП, включая продувку модели ТАКР проекта 1143 в аэродинамической трубе ЦАГИ. В итоге, обнаружилось наличие значительной неравномерности воздушного потока над полетной палубой в осевом и поперечном направлениях. Поэтому, по версии специалистов ЦАГИ, торможение ветрового потока на 80 — 90% вполне могло повлечь за собой резкое снижение подъемной силы крыла и потерю скорости самолета. Комплексная проверка, проведенная на «Минске», подтвердила, что в передней части полетной (угловой) палубы ТАКР возникает сильное торможение воздушного потока, обусловленное отрывно-вихревым обтеканием надводной части корпуса корабля, консольного свеса палубы и расположенного перед ним малого спонсона. В этой так называемой рециркуляционной зоне потери продольной составляющей достигали 60 — 80% от величины полной скорости воздушного потока. Это и стало причиной резкой просадки СВВП при старте.
В качестве меры обеспечения аэродинамической совместимости ТАКР и СВВП специалистами ЦАГИ и ЛИИ МАП был разработан комплекс пассивных выравнивающих устройств (ВУ) для спрямления потока. Они представляли собой профилированный обтекатель и три плоских экрана, способствовавшие ослаблению вихревого потока в приподнятой носовой оконечности корабля. ВУ размещались со стороны левого борта в нос от пусковой установки ЗРК «Оса-М» под углом к ДП корабля.
Установку ВУ на «Минске» (бортовой номер 011) выполнил в 1981 — 1982 годах «Дальзавод» (позже такими устройствами, но без обтекателя оснастили и другие ТАКР). Одновременно с этим на «Минске» была изменена форма малого спонсона под 30-мм автоматы левого борта, а также конструкция носовой кромки угловой палубы.
По завершении работ в августе 1982 года «Минск» успешно прошел в акватории залива Петра Великого специальные испытания — старт СВВП со всех позиций проходил уже без осложнений и ограничений.
-
offline
Administrator - Администратор
- Сообщения: 315
- Зарегистрирован: 29 ноя 2010, 08:57
1 сообщение
• Страница 1 из 1